Авиация
|
Ка-52
Аллигатор
Тип: ударный вертолет
Страна: Россия
Год выпуска: 1982
Экипаж: 2 человека
Максимальная скорость:
Потолок:
|
Обозначение НАТО: HOCUM-B
Фирма "Камов" выставила на суд общественности
двухместную версию боевого ударного вертолета Ка-50 "Черная акула". В ночь
перед презентацией винтокрылая машина получила название - "Аллигатор".
"Образ аллигатора как нельзя кстати подходит Ка-52, машине, действующей
в выжидательно-агрессивной манере хищника", - объяснил генеральный конструктор
фирмы Сергей Михеев.
К созданию нового поколения боевых
машин фирма "Камов" приступила в конце 1970-х годов. В 1982-м Ка-50 впервые
совершил испытательный полет, а через четыре года выиграл тендер Министерства
обороны.
Опытный прототип Ка-52 на 85% создан
на базе "Черной акулы". Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на
тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у
двухместного Ка-52 появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь
способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными
пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному
противнику.
В разработке "Аллигатора" приняли
участие иностранные компании. Французская "Thomson", например, изготовила
радиоэлектронное оборудование и телевизоры.
Серийно Ка-52 будет производиться
на Арсеньевском авиационном комплексе "Прогресс", который в ближайшее время
последует примеру фирмы "Камов" и войдет в состав ВПК "МАПО". Вступление
в мощную группу, считают эксперты, создаст хороший инвестиционный климат
для запуска в серию новой машины. Руководство ВПК "МАПО" в свою очередь
подтвердило, что производство боевых вертолетов станет одной из приоритетных
программ в концерне.
По одной из версий "Аллигатор" готовится
как экспортный вариант, в то время как Ка-50 будет больше ориентирован
на внутренний рынок.
В боевой авиации мира вертолеты подобного
класса традиционно двухместные. "Черная акула" рассчитана на одного пилота,
а роль оператора оружия по принципу одноместного самолета-истребителя выполняет
автоматизированный бортовой комплекс. Ка-52, напротив, не противоречит
сложившимся правилам и, кроме того, может выполнять функцию учебно-тренировочной
машины.
По некоторым данным, стоимость Ка-52
колеблется в пределах $20 млн. Учитывая возможности вертолета, эксперты
считают, цена будет привлекательной для потенциальных покупателей. Машина
настолько новая, что сейчас ее трудно сравнивать с вертолетами западных
конкурентов: "Апач" (США), "Тайгер" (Германия-Франция), "Ройвалк" (ЮАР).
По критерию "эффективность-стоимость" Ка-52 оставляет далеко позади своих
соперников.
Вертолет Ка-52 может применяться
для решения целого круга сложных задач: для уничтожения танков противника,
для борьбы с медленнолетящими воздушными целями, для проведения разведки
и поддержки сухопутных войск. Ка-52 сохранил практически все боевые возможности
Ка-50, он находится на уровне лучших боевых вертолетов мира, хотя по некоторым
летным показателям он все же уступает своему одноместному прототипу. Ка-52
имеет идентичное управление с двух рабочих мест. Оба пилота при необходимости
могут взять на себя управление вертолетом и оружием.
На вертолете установлена система
аварийного покидания вертолета. Она обеспечивает спасение двух членов экипажа
практически во всех возможных в бою ситуациях. На Ка-52 установлены два
катапультных кресла К-37 и система отстрела лопастей винтов. Ка-52 имеет
большие боевые возможности при работе ночью и в сложных метеоусловиях,
чем одноместный Ка-50. Размещение летчиков в кабине по схеме "бок о бок"
упрощает взаимодействие членов экипажа, уменьшает время на принятие решения
по физическому состоянию или катапультированию второго пилота. Фонарь двухместной
кабины выполнен как на самолетах Су-24 и F-111, что обеспечивает экипажу
хороший обзор и комфорт. По уровню бронирования кабины экипажа Ка-52 не
имеет аналогов в мире. Боевой вертолет Ка-52 может рассматриваться как
учебно-боевая машина, так как он решает проблему тренировки в воздухе экипажей
"для себя" и для одноместного Ка-50.